География
Места, где жили наши предки
Горда и села, где некогда жили предки, даже если ты там никогда не бывал, становятся родными, когда изучаешь их историю, пытаешься понять, как выглядели эти места в далекие времена...
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

А.С. Пушкин
Ныне: Костромская область, Сусанинский район, село Андреевское
Село Андреевское, Костромской уезд Костромской губернии
В этом селе священнослужителем Николаевской церкви был Моисей Александрович Снежневский (1757 – 1830), его сын Георгий Моисеевич (1779 – ?) служил священником при том же храме, а внук, Всеволод Егорович (1807 – 1889) пономарем.



На фотографии: Богородицкая церковь села Андреевского, 2013
Старинное село Андреевское (Никольское) впервые описывается в исторических документах 1629 года. Поселение изначально возникло на проселочном тракте из Молвитино в Буяково – Буй – Любим и стало называться по имени отстроенной там деревянной церкви Никольским. В начале XVII века село вместе с соседними деревнями принадлежало Геннадиевскому монастырю (под Любимом), основанному монахом Геннадием (Андомский стан). Новая деревянная Никольская церковь была возведена взамен ветхой в 1683 году по благословению Иоакима, патриарха Московского, тщанием Ильи и Стефана Заворотковых с товарищами. В 1741 году храм был отстроен заново. В 1868 после пожара отремонтирован.
Каменная церковь Рождества Богородицы с колокольней и оградой построена по благословению Патриарха Иосифа в 1640 году. В 1778 году вдова Анастасия Семеновна Жадовская по благословению Симона, Епископа Костромского, продолжила строительство. Были построены церковные сторожки, ворота церковной ограды.
Церковный приход этих двух церквей простирался на одиннадцать верст, на которых было тридцать три селения со ста двадцатью восьми дворами.

Священник Снежневский Моисей Александрович служил в Никольской церкви до 1813 года, когда был уволен за штат по причине старости в возрасте 56 лет. Сын его, Георгий Моисеевич, служивший прежде дьяконом Успенской церкви села Дубяны, занял место отца и был священником Никольской церкви до 1832 года. Он имел шестерых детей: Марфу (1803), Всеволода (1807), Маремьяну (1810), Любовь (1814), Веру (1817) и Владимира (1820).
Всеволод Егорович служил пономарем Никольской церкви с 1821 по 1863 год. В 1835 году он был наказан «за дерзкие поступки с крестьянами» и выполнял черные работы в Архиерейском доме. В 1850 году за оскорбление станового провел три месяца в Игрицком монастыре в Песочной слободе Костромского уезда. Умер 10 января 1889 года в возрасте 72 лет.
Вера Егоровна вышла замуж за священника Степана Зарницына, у нее родилась дочь Надежда (1842), которая, в свою очередь обвенчалась со священником Никольской церкви села Андреевского Федором Ивановичем Смирновым.
Владимир Егорович в 1832 году обучался в Костромском духовном училище, но позже избрал для себя карьеру губернского секретаря.


Никольская и Богородицкая церкви были закрыты советской властью не позже 1930-х годов, в настоящее время постройки находятся в аварийном состоянии, большая часть перекрытий обрушилась.
Ныне: Костромская область, Островский район, село Дубяны
Село Дубяны, Галичский уезд Костромской губернии
В этом селе диаконом Успенской церкви служил Георгий Моисеевич Снежневский (1779 – ?), сын священника села Андреевского Моисея Александровича Снежневского (1757 – 1830).



На фотографии: храм Успения Пресвятой Богородицы села Успенского, 2008
Село Дубяны расположено на территории древнего Чудского стана, называвшегося так по имени реки Чудцы. В 1622 году Дубяны с соседними деревнями были пожалованы боярскому сыну И.И. Бартеневу, по прозвищу «Чулок», за его участие в обороне Москвы от поляков. Предок И.И. Бартенева — дьяк Алферий Бартенев — был казнен по приказу Ивана Грозного. Во владении рода Бартеневых Дубяны пребывали до 1780 года, когда Прасковья Александровна Бартенева вышла замуж за костромского вице-губернатора А.И. Алалыкина. Дубяны перешли к нему в качестве приданого. После смерти Алалыкина вдова вышла замуж за Колычева, и Дубяны перешли к новому мужу.
Каменная Успенская церковь в селе построена в 1811 году на средства Прасковьи Колычевой (урожденной Бартеневой). Здесь же на кладбище она и похоронена. Другая церковь с колокольней построена Надеждой Бартеневой, сестрой П.А. Колычевой. Основной объем храма представляет собой двусветный четверик с ротондой и одноглавым завершением. Церковь имела приделы Николая Чудотворца и Иоанна Златоустого.

В храме Успения Пресвятой Богородицы до 1813 года служил диаконом Георгий Моисеевич Снежневский (1779 – ?), сын священника села Андреевского Моисея Александровича Снежневского.

Успенская церковь была закрыта не позже 1930-х годов, сломаны трапезная и алтарь. Ныне пустует.
Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А.Плотникова, 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.
Ныне: Костромская область, Костромской район, деревня Спас-Бураки
Село Бураково, Бычихинская волость Костромской уезд Костромской губернии (Окологородная десятина)
В этом селе в 1815 году был священником церкви Преображения Господня Ананий Акиндинович Снежневский (1787 – 1829).




На фотографии: Преображенская с. Бураково (Спас-Бураки), 2011
1822-1824В XVII веке село Бураково входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1629 году в документах впервые встречается упоминание местных храмов: «погост Спаской в Бораковщии, а на погосте церковь Преображение Господне, да другая церковь с трапезою чуд. Николы, а в церквах образы и книги и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей...». Храмовый комплекс расположен на возвышенности на восточном краю села.
Зимняя Казанская церковь с Никольским приделом построена в Буракове в 1777 году. Летняя Спасо-Преображенская церковь, согласно надписи на внутренней западной стене, сооружена на средства прихожан под присмотром боярина Жураковского и освящена в 1806 году. Интерьер церкви обновлялся на средства П.А.Исаковой. В 1831 году художником Шарагиным была выполнена настенная живопись, а в 1832 позолотили иконостас. В 1874 году мастером Соколовым на средства прихожан сделано дополнительное украшение стен, а иконостас был побелен. Территорию церквей окружает ограда, сооруженная в начале XIX века.

В Ревизской сказке Преображенской церкви села Бураково от декабря 1815 года записан священник Ананий Акиндинович Снежневский, 28 лет, жена его Анна Васильевна, 24 лет, дети – Павел (3 года), Евгения (4 года).
В РС 1834 года Ананий Акиндинович уже «помре» в 1829 году, Анне Васильевне 42 года. Сын Павел «по желанию своему поступил в светское ведомство», сыну Всеволоду 7 лет, дочь Евгения не упоминается.
Павел Ананьевич в 1822-1824 годах обучался в Костромском уездном училище.


Храмы в Спас-Бураках в советское время никогда не закрывались. В настоящий момент в обоих храмах проходит капитальный ремонт и реставрация.

Ныне: город Кострома
Богословская (Ипатьевская) слобода, Костромской уезд, Мерский стан

В церкви Богословской слободы до 1793 года служил пономарем Яков Ларионович Снежневский (1766 – 1820).




На фотографии: церковь Иоанна Богослова близ Ипатьева монастыря, фото начала XX века
Богословская слобода, принадлежавшая Ипатьевскому монастырю, появилась на рубеже XV-XVI веков. В XVII веке по административно-территориальному делению Богословская слобода входила в Костромской уезд в Мерский стан. В 1628 году упоминается церковь Ивана Богослова в Ипатской слободе. Каменная церковь с колокольней построена в 1681 – 1687 годах вместо двух деревянных храмов – зимнего и летнего – в честь св. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца., возведенных в 1562 году по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 году.
В феврале 1709 году в Богословской слободе построена каменная церковь Николая Чудотворца.
В слободе, которая образовалась вокруг Ипатьевского монастыря и издревле называлась Ипатьевской (по названию монастыря), или Богословской (по названию слободской церкви), жили потомственные монастырские ремесленники – каменщики и плотники, иконописцы и кузнецы, обслуживающие нужды монастыря.

Яков Ларионович Снежневский служил пономарем в Богословской слободе до 1793 года, когда в возрасте 27 лет был переведен диаконом в Никольскую церковь погоста Козуры.


Ныне: Костромская область, Красносельский район
Погост Козура, Гридинская волость Костромской уезд Костромской губернии (Козурский стан)

В Никольской церкви погоста Козура служил диаконом Яков Ларионович Снежневский (1766 – 1820).




На фотографии: Никольская церковь погоста Козуры, 2011
Погост Козура расположен к востоку от города Костромы, по среднему течению реки Покши, рядом со станом Андрониковым. Название дано в связи с речкой Козуркой. В XVII в. по административно-территориальному делению это село входило в Костромской уезд в Козурский стан. В 1628 году в документах впервые упоминается церковь Великого чудотворца Николы на Козуре. Каменная Никольская церковь с колокольней построена в 1829 году на средства прихожан.

В 1793 году в диаконы Никольской церкви произведен из пономаря Костромской Богословской слободы Яков Ларионович Снежневский. Он имел жену Дарью Алексеевну (1768 – ?) и детей: Марию (1793), Михаила (1794), Анну (1796), Александра (1798), Ивана (1800), Павла (1803), Марию (1806).
Яков Ларионович скончался 14 ноября 1820 года.

Иван Яковлевич Снежневский служил в селе Толпыгино пономарем. Александр Яковлевич был отправлен в село Минское во дьячки. Павел Яковлевич перешел в светское ведомство.



Ныне:Костромская область,Костромской район, Минское сельское поселение
Село Минское Костромской уезд Костромской губернии (Минский стан)
В этом селе дьячком Богородицкой церкви служил Александр Яковлевич Снежневский (1798 – ?), сын Якова Ларионовича Снежневского (1766 – 1820), диакона погоста Козуры.


На фотографии: Богородицко-Феодоровская церковь села Минского, фото начала XX века
Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А.Плотникова, 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.
Впервые в письменных источниках село Минское, как центр Минского стана, в состав которого входило более десятка близлежащих деревень, упоминается в 1501 году. Территория Минского стана располагалась по левому берегу Волги, где проходил тракт из Костромы в Красное. Деревянный храм здесь был построен не позднее XV века, когда эти земли принадлежали московскому митрополиту. В XVI-XVII вв. село являлось вотчиной боярского рода Морозовых. Вероятнее всего, в начале 50-х гг. XVII в. тогдашние владельцы Минского – боярин Глеб Иванович Морозов и его супруга, знаменитая в русской истории боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, возвели в селе деревянный шатровый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Впервые в документах храм упоминается в 1668 г. В 80-е гг. XVII в. в разгар раскола Русской Православной Церкви Феодосинский придел храма, посвященный небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднен и переосвящен в честь Всех святых. На рубеже 80-х и 90-х гг. XVIII в. взамен деревянного возвели каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1792 году.

До 1830 года дьячком Богородицкой церкви села Минского служил Александр Яковлевич Снежневский. За пьянство он был лишен должности и отправлен на военную службу. У него были дочери: Наталья (ок. 1822), Анна (1824), Евлонея (1828), Варвара (1830).

Храм в Минском, посвященный главной святыне Костромского края – Феодоровской иконе Божией Матери, – закрыли в самом начале коллективизации, в феврале 1930 г. В начале 30-х гг. здание церкви было разобрано, а из ее кирпичей построена колхозная конюшня.

Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А.Плотникова, 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.
Ныне:Ивановская область, Приволжский район, село Толпыгино
Село Толпыгино, Новинская волость Нерехтский уезд Костромской губернии
В этом селе был пономарем церкви Воскресения Словущего Иван Яковлевич Снежневский (1800 – ?), сын Якова Ларионовича Снежневского (1766 – 1820), диакона погоста Козуры, а также с 1848 по 1856 год служил пономарем Иван Иванович Снежневский (1833 – 1910?).

На фотографии: Толпыгино. Церковь Воскресения Словущего, фото Игоря Сидорова, 2009
Это село расположено на берегу реки Шача, в 5 километрах от города Приволжска. Земли, на которых сейчас находится Толпыгино и окрестности, принадлежали княжескому роду Вяземских. На средства думного дворянина Ивана Ивановича Щепинова в 1670 году поднялась над Шачей каменная церковь во имя Воскресенья Христова – одна из старейших в округе. Позднее храм неоднократно был перестроен. В указе Святейшего Синода от 27 марта 1723 года упоминается новопостроенная каменная церковь Воскресения в вотчине князя А. Ф. Вяземского следовательно, в этот период в храме завершились серьезные строительные работы. В дальнейшем село унаследовал генерал-прокурор Александр Алексеевич Вяземский.

Иван Яковлевич Снежневский служил пономарем церкви Воскресения Словущего. Он имел сыновей от первого брака: Михаила (1824) и Афанасия (1828), затем женился вторым браком на Сигликтикее Михайловне, и у них родилось еще двое сыновей: Иван (1833) и Василий (1841).

Афанасий Иванович Снежневский служил пономарем Николаевской церкви села Болотново Юрьевецкого уезда, до 1850 года выбыл на военную службу. Его сын Пармен Афанасьевич (1844 –1879) служил дьячком Спасо-Преображенской церкви города Кинешмы, а Александр Афанасьевич (1854 –?) был полицейским урядником села Нагорного.

Иван Иванович Снежневский был направлен в Толпыгино по исключении из низшего отделения Костромского духовного училища в 1848 году и служил там пономарем 8 лет, до перевода в село Благовещенское. Василий Иванович Снежневский страдал слабоумием и после смерти родителей жил в доме брата Ивана в Благовещенском.


После октябрьского переворота храм не закрывался, однако в 1937 году колокола были сброшены. И по настоящее время церковь Воскресения Словущего является действующей.



Толпыгино. Храм Воскресения Словущего, 1909
Река Шача близ Толпыгино, 2006
Храм Воскресения Словущего, 2015
Ныне:Нижегородская область, Воскресенский район, село Благовещенское
Село Благовещенское, Варнавинский уезд Костромской губернии
В этом селе с 1856 года служил пономарем, затем псаломщиком Благовещенской церкви Иван Иванович Снежневский (1834 –1910?), там родились и выросли его сыновья: Виктор, Павел и Самуил.

На фотографии: Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А. Плотникова, 1909. Фотоархив ИИМК РАН
Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А.Плотникова, 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.
Впервые Благовещенское упоминается в писцовых книгах за 1629 год как починок Перехватов, располагавшийся в вотчине супруги князя Федора Мстиславского, в 300 верстах от Костромы и 62 – от Варнавина. Название Благовещенское закрепилось за этим селом по стоявшему здесь храму. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена, предположительно, еще в 1628 году. В 1705 году здание храма сгорело, но уже в 1707 году было отстроено вновь и имело придел в честь пророка Илии.
6 июня 1856 года пономарем Благовещенской церкви с. Благовещенского стал Иван Иванович Снежневский, которому на тот момент исполнилось 44 года.
В 1858 году в Благовещенском в 25 саженях к югу от Благовещеской возвели однопрестольную церковь Николая Чудотворца, которую расширили в 1898 году на средства прихожан. Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, где служил Иван Иванович, вероятно, за ветхостью был отстроен заново из дерева, на каменном фундаменте в 1870 году, но без придела в честь Илии пророка. При церкви существовала церковно-приходская школа. Оба храма были обнесены деревянной оградой.

Иван Иванович Снежневский был женат на дочери пономаря Благовещенской церкви Александра Трефилова, умершего в 1856 году. В том же году Иван Иванович был переведен из Толпыгино на пономарское место в Благовещенское.
В 1860 году он женился вторым браком на Анне Сергеевне Соколовой, уроженке села Карпова, которая родила троих сыновей – Виктора (1861), Самуила (1864) и Павла (1871). Виктор Иванович Снежневский впоследствии стал известным нижегородским историком, Павел Иванович – учителем Уренского двухклассного училища. Судьба Самуила Ивановича неизвестна.

В Благовещенском служил священником Никандр Ильинский (1877 – 1937 ), племянник Ивана Ивановича Снежневского по жене, сын псаломщика Ильинского Ивана Матвеевича (1833 – 27. 04. 1892). Никандр Иванович закончил в 1901 году Костромскую духовную семинарию и был рукоположен в священники Благовещенской церкви. Состоял законоучителем в Благовещенском народном училище. Был женат на Софье Владимировне, имел детей: Ольгу (1902), Владимира (1904), Бориса (1907) и Николая (1917). 22 декабря 1937 года Никандр Иванович Ильинский, по-прежнему являвшийся священнослужителем Благовещенской церкви, был расстрелян по обвинению в контрреволюционной агитации.

В 1889 году в Благовещенском побывал писатель Владимир Галактионович Короленко, который останавливался в доме Виктора Ивановича Снежневского, являвшегося в то время делопроизводителем Нижегородской губернской архивной ученой комиссии и приезжавшего в родные места на лето.

Церковь Благовещения просуществовала до начала 1950-х годов, когда в связи со строительством школы на церковной территории была разобрана. Никольская церковь долго стояла недействующей, в 1991 году она по ветхости обрушилась. В 2007 году на фундаменте Никольской церкви возведен храм-часовня в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенская церковь села Благовещенского, 1909
Никольская церковь села Благовещенского, 1909
Дом Снежневских в Благовещенском
Ныне: Нижегородская область, Краснобаковский район, село Ильинское
Село Ильинское, Баковская волость Варнавинский уезд Костромской губернии

В этом селе родились Анна Сергеевна Ильинская, жена пономаря Благовещенской церкви села Благовещенского Ивана Ивановича Снежневского, ее племянник Никандр Иванович Ильинский (1877 – 1937) и Николай Иванович Ильинский, дедушка мужа Марии Викторовны Снежневской.

На фотографии: Ильинское, Церковь Илии Пророка (слева) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото В.А.Плотникова, 1909. Фотоархив ИИМК РАН
В начале ХVII века на речке Чебоксарка стояла деревня с тем же названием в 308 верстах от Костромы и в 40 верстах от Варнавина. Это поселение входило в состав Унженской осады Галичского уезда. В ХVIII веке деревня Чебоксарка стала центром помещичьей вотчины, в 1746 году была построена церковь пророка Илии. По престолу вновь построенной церкви дали и название новому селу – Ильинское, что на Чебоксарке. Это уточнение, до 1917 года упоминавшееся во всех документах, – не только дань старому названию селения: расположенное ниже по течению Ветлуги село Воскресенское имело тоже второе название Ильинское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1876 году.

В селе Ильинском жила сестра жены Ивана Ивановича Снежневского, Александра Сергеевна, вышедшая замуж за псаломщика местной церкви Ивана Матвеевича Ильинского. Их сын, Никандр (1877), впоследствии стал священником села Благовещенского, за его племянника, Александра Николаевича (1888), вышла замуж Мария Викторовна Снежневская (1893), внучка Ивана Ивановича, псаломщика села Благовещенского.

Ильинская церковь была закрыта не позже 1930-х. Сам храм рухнул в 1976 году и позже был разобран, до наших дней сохранилась только деревянная колокольня. В здании церкви Рождества Пресвятой Богородицы в советское время располагалась школа, сейчас от него остались только руины.

Ныне: Костромская область, Костромской район, село Кузнецово
Село Кузнецово, Бычихинская волость Костромской уезд Костромской губернии
В Знаменской церкви села Кузнецово служил дьячком (псаломщиком) Снежневский Павел Всеволодович (1829 – 1880).




На фотографии: На этом месте стояла Знаменская церковь, 2011
В XVII веке по административно-территориальному делению это село, находящееся в 27 верстах от Костромы, входило в Сущев стан Костромского уезда. В 1669 году в селе Кузнецове, относящемся к вотчине князя Дмитрия Жирового-Засекина, на средства прихожан была выстроена церковь Знамения Пресвятыя Богородицы. Храм был обнесен каменной оградой, внутри которой располагалось приходское кладбище. В церкви имелось два престола: во славу Воскресения Христова в холодном храме и в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы в теплом.

Псаломщик Знаменской церкви, Снежневский Павел Всеволодович, сын пономаря Никольского храма в селе Андреевском Снежневского Всеволода Егоровича, был женат на уроженке села Кузнецово Сикглитикее Назаровне (1833) и имел детей: Александра (1855-1857), Ивана (?), Василия (17.03.1858), Анну (1862), Александру (1864), Анастасию (1870) и Марию (24.03.1876).
Александр Павлович обучался в Костромской духовной семинарии (1 класс в 1874), вероятно, семинарию не закончил, поскольку в списках выпускников его нет.
Василий Павлович был глухонемым от рождения, обучался с 1867 года в Императорского воспитательного дома училище для глухонемых в Санкт-Петербурге, в 1874 году отдан на три года в обучение к оловянно-пуговичных дел мастеру Фридриху Карловичу Германовичу.
Анна Павловна вышла замуж за Николая Перепелкина, псаломщика Крестовоздвиженской церкви села Исаково и псаломщика Тихвинской церкви с. Мячева Пустынь Юрьевецкого уезда, их сы Перепелкин Павел Николаевич в 1899 году учился в 1 классе Костромской ДС.
Александра Павловна вышла замуж за Яковлева Ивана Всеволодовича, диакона Успенской церкви села Успенского.
Мария Павловна сочеталась браком с Сигорским Дмитрием Васильевичем, псаломщиком из села Федорово, который в 1909 году был рукоположен в сан священника Вознесенской церкви села Тимошино. У Сигорских родилось десять детей, девять из которых дожили до зрелого возраста.

Знаменский храм был утрачен в советский период. На месте церкви был выстроен детский сад, на приходском кладбище – жилой дом.
Ныне: Костромская область, Сусанинский район, село Буяково
Село Буяково, Андреевская волость Костромской уезд Костромской губернии

В этом селе жила Давидовская Евдокия Всеволодовна, урожденная Снежневская (1836 – после 1884), дочь пономаря села Андреевского Всеволода Егоровича Снежневского.


На фотографии: Введенская церковь в Буяково. Южный фасад и апсида храма, 2007
Село Буяково расположено на реке Шачеболке в 61 км к северо-востоку от Костромы. Поселение входило в состав Шачебольского стана, который позже был включен в Буегородскую осаду. Буяково считалось религиозно-административным центром региона, куда входили деревни Ток, Дергаево, Борисовское, Лушиха, Заварино, Дъяконово, Петрово. Эти поселения в середине XVII века боярином Фофановым (потомок которого Н.Ф. Фофанов стал книгопечатником и возглавил в начале царствования Михаила Федоровича исправление и издание церковных книг для богослужения) были переданы Троице–Сергиеву монастырю. Кирпичная церковь Введения Пресвятой Богородицы в Буяково была построена в 1810 году на средства прихожан.

Евдокия Всеволодовна Снежневская вышла замуж за пономарского сына Давидовского Василия Ефимовича (1834 – до 1890), служившего пономарем Введенской церкви в селе Буяково. У них родились дети: Надежда (1862), Алексей (1863), Иван (1865), Олимпиада (1872), Николай (1874).
Надежда Васильевна вышла замуж за Веселовского Александра Ивановича (1869), псаломщика Введенской церкви села Буяково.
Алексей Васильевич служил псаломщиком Петропавловской церкви села Петровское Костромского уезда.
Иван Васильевич был псаломщиком Воскресенской церкви села Ильинского на Шаче Буйского уезда.
Николай Васильевич Давидовский служил священником Богословской церкви Ипатьева монастыря, затем Спасской в Подвязье церкви Костромы. Был судим за сокрытие церковных ценностей от советской власти, провел пять лет в концлагерях, затем был сослан в Красноярский край. 31 марта 1938 года расстрелян за контрреволюционную пропаганду.


Введенский храм в селе Буяково был закрыт в конце 1930-х годов, в настоящее время церковь заброшена.

Ныне: город Кострома, административный центр Костромской области
Губернский город Кострома
В Костроме служил губернским секретарем Снежневский Владимир Егорович (1820 – до 1908), сын священника Никольской церкви села Андреевское Снежневского Георгия Моисеевича, и жили его потомки. Также в этом городе жила семья и потомки губернского секретаря Снежневского Павла. В Костромском духовном училище обучались многие из Снежневских.



На фотографии: Богородицкая (Козьмы и Демиана) церковь в Кузнецах, Кострома
Благовещенская деревянная церковь села Благовещенское. Фото В.А.Плотникова, 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.
Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году. Местоположение Костромы в устье Сулы на левом берегу Волги сказывалось на развитии города: в XIV веке она разрасталась за счет переселенцев из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств. Со второй половины XVI века история Костромы тесно связана с возвышением богатого боярского рода Годуновых, бывших крупными владельцами костромских земель и реальными хозяевами города. Его представители становятся ктиторами близлежащего Ипатьевского монастыря. Разорение Костромы в Смутные годы не помешало городу быстро восстановиться. В 1702 году Кострома считалась по количеству населения пятым городом России.

В 1747 году при Ипатьевском монастыре епископом Костромским Сильвестром (Кулебякой) была основана духовная семинария. Из младших классов семинарии в 1814 году было образовано духовное училище. Первоначально оно находилась в соборном доме на улице Чайковского, 6 при кафедральных соборах. В 1894 году епархией было выстроено большое двухэтажное здание из красного кирпича.

Снежневский Владимир Егорович, сын священника Никольской церкви села Андреевское Снежневского Георгия Моисеевича, по окончании Костромского духовного училища остался в Костроме, отказался от духовной карьеры и получил чин губернского секретаря. Его дочь, Снежневская Анна Владимировна, родила вне брака двоих детей – Екатерину (1874), получившую отчество Федоровна и Владимира (1877), отчество – Андреевич, по крестному.
Владимир Андреевич, губернский секретарь, служил счетным чиновником Костромского отделения Государственного банка, был женат на Елизавете Георгиевне (в девичестве – Бабушкиной), имел шестерых детей: Андрея (1904), Веру (1906), Михаила (1910), Анну (1912), Николая (1917) и Марию (1918). Снежневский Андрей Владимирович стал известным советским психиатром.

Снежневский Павел (происхождение пока точно не установлено, либо Ананьевич 1812 г.р., либо Яковлевич 1803 г.р. ) получил чин губернского секретаря в 1840 году. У него был сын, Алекскандр Павлович (1829 – 1895), также губернский секретарь. Он был женат на Марии Ивановне, имел детей: Марию (1872), Дмитрия (1878), Петра (1874), Александра (1881), Леонида (1886), Иринарха (1891 – 1893).
Мария Александровна вышла замуж за Войнича Анатолия Александровича, дворянского сословия, и родила троих детей: Александра (1895), Аркадия ( 1897 – 1898), Елизавету (1898).
Петр Александрович стал канцелярским служащим Костромского губернского правления, в 1910 году числился канцелярским чиновником Костромско-Ярославского управления земледелия и и государственных имуществ.
Был женат на Снежневской (Ребровой) Марии Николаевне (1875 – 4.10.1911), имел троих детей: Надежду (1895), Александра (1896 –1896), Николая (10.10.1898).
Николай окончил курс Костромского имени царя Михаила Федоровича реального училища (с 1909 по 1917) и в 1917 году поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института (29 ноября 1919 года был отчислен). Проживал по адресу: Кострома, Сенная площадь, д.24, кв.2.
Сохранились документы Костромского Окружного суда об утверждении завещания Марии Николаевны Снежневской, умершей в возрасте 36 лет, в пользу мужа и детей. Опекуном своих детей она назначила свекровь – Марию Ивановну Снежневскую, проживавшую по адресу: Кострома, Павловская улица, собственный дом №22, кв.1.

В Костромской духовной семинарии с 1887 по 1891 год учился Павел Львович Снежневский, сын галичского дьячка Льва Всеволодовича (был отчислен за малоуспеваемость), в будущем известный пчеловод.
В Костромском духовном училище кроме Владимира Егоровича учился Снежневский Иван Иванович (в 1848 г. был отчислен за малоуспеваемость).

В Костромском механико-техническом училище учился сын начальника Ветлужской тюрьмы Петра Львовича Снежневского – Александр Петрович.

В Костроме в 1880 –1883 годах жил Виктор Иванович Снежневский, в будущем известный нижегородский историк-архивист.
Кострома. Вид на Кремль, конец XIX века
Здание, где располагалась Костромская казенная палата
В этом доме до 1894 года находилось Костромское духовное училище

Ныне: город Нижний Новгород, административный центр Нижегородской области
Губернский город Нижний Новгород, в советское время – Горький
В этот город в 1883 году переехал Виктор Иванович Снежневский (1861 – 1907), сын псаломщика из села Благовещенского Ивана Ивановича Снежневского. После революции в Горьком жили со своими семьями сыновья Виктора Ивановича Сергей Викторович и Дмитрий Викторович. В Горьком провела последние годы жизни Снежневская Лидия Викторовна.

На фотографии: Вид на Стрелку и на слияние Оки с Волгой. Художественный альбом Нижнего Новгорода и ярмарки, 1896
На переломе ХIХ и ХХ веков Нижний Новгород был самым заметным городом Российской империи после двух столиц: Санкт-Петербурга и Москвы. После того, как в 1817 году в село Кунавино была перемещена Макарьевска ярмарка (до этого открывавшаяся возле макарьевского монастыря, который сгорел годом ранее), началось быстрое экономическое развитие города и прилегающих к нему сел. После посещения города в 1834 году Николаем I было начато внешнее переустройство Нижнего Новгорода. В 1847 году в городе появился водопровод, был построен первый фонтан.
Превращение Нижнего Новгорода в крупный торгово-промышленный центр, значительный рост численности населения и территории, наличие активной социальной позиции творческой интеллигенции способствовало развитию культуры и формированию интереса к историческому наследию. В 1887 году была образована Нижегородская губернская архивная комиссия, председателем которой был выбран А.С. Гацисский, известный местный общественный деятель и писатель. Гацисский привлек к работе лучших представителей нижегородской научной интеллигенции, в том числе и В.Г. Короленко.

Виктор Иванович Снежневский приехал в Нижний Новгород в 1883 году из Костромы и устроился на работу конторщиком. В 1889 году он стал правителем дел НГУАК. Работал Виктор Иванович в Ивановской башне Нижегородского кремля, которая была выделена архивной комиссии.
Живя в Нижнем Новгороде, Виктор Иванович Снежневский женился в 1890 году на Анне Аполлинарьевне Воскресенской (1860 – 1941) и стал отцом троих детей: Сергея (1890), Лидии (1892), Марии (1893).
С 1895 по 1899 год Снежневские жили в Елабуге, где родился их последний сын – Дмитрий (1898).
С 1899 года до самой смерти Виктор Иванович Снежневский служил в Нижегородской уездной земской управе бухгалтером.
После смерти Виктора Ивановича, скоропостижно скончавшегося в 1907 году, семья осталась в Нижнем Новгороде. Анна Павловна работала в Нижегородской общественной библиотеке, жили они на казенной квартире на улице Большой Ямской, 52, в доме Гусева.
Лидия и Мария, окончив учебу, преподавали в сельских школах Нижегородской области. Сергей женился на Александре Николаевне Певницкой, у них родились двое детей: Лидия (1913) и Николай.

Дмитрий два года заведовал библиотекой имени Г. Успенского, сменив на этом посту свою мать. В 1929 году Дмитрий закончил полуторагодичные юридические курсы, затем прошел обучение в Московском филиале Всесоюзного заочного юридического института (ВЮЗИ), после чего его пригласили читать лекции в Горьковской юридической школе. Кроме того, с 1940 года Снежневский преподавал гражданское право в Горьковском филиале ВЮЗИ. Он женился на вдове Крижевич Марии Николаевне (в девичестве – Киреевской), дочери Николая Ивановича из дворянского рода Киреевских, имевшей дочь от первого брака Киру Вячеславовну. Своих детей у Дмитрия Викторовича не было. Стараясь обеспечить достойную жизнь семье, Снежневский много работал, читал лекции и писал статьи по методике преподавания юридических дисциплин. В 1951 году Дмитрий Викторович скончался в возрасте 53 лет от инфаркта, как и его отец.
Анна Павловна (Аполлинарьевна) Снежневская до самой смерти жила с семьей сына, Дмитрия Викторовича. Она скончалась в 1941 году в возрасте 82 лет.

В конце 1930-х в Горький переехала Лидия Викторовна Снежневская со вторым мужем Киляковым Иваном Прокофьевичем и детьми Борисом (1926), Галиной (1929) и Марией (1933). Она работала учительницей в школе. Жили Киляковы в Автозаводском районе. Во время Великой отечественной войны Лидия Викторовна работала на автозаводе (ГАЗ). Она умерла 7 июля 1942 года, похоронена на Старо-Автозаводском кладбище.
Успенский военный собор, 1900. Из книги Н. Филатова «Нижний Новгород. Архитектура XIV- начала ХХв.»
Спуск к Ивановской башне Нижегородского кремля. Фото Дмитрия Михайловича Селивановского, 1890
Домик Петра, рядом с которым было построено в 1890 году здание Речного училища
Ныне: Нижегородская область, город Урень
Село Урень, Варнавинский уезд Костромской губернии
В Уренском двухклассном Министерства народного просвещения училище учились Виктор Иванович Снежневский (1861 – 1907), Самуил Иванович Снежневский (1864 – ?) и работал Павел Иванович Снежневский (1871 – ?), сыновья псаломщика села Благовещенского Ивана Ивановича Снежневского.



На фотографии: Урень, церковь Трех Святителей, современный вид
Село Урень располагалось в 183 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода на правом берегу реки Уста (левый приток Ветлуги). Первоначально село называлось Трехсвятским в честь построенной в 1714 году деревянной православной церкви Трех Святителей. В 1778 году образовалась Костромская губерния, в состав которой вошел Варнавинский уезд с Уренской волостью.
В 1842 году Уренским удельным приказом было учреждено первое в Заветлужье народное училище для 20 воспитанников из крестьянских детей. Это было двухклассное училище Министерства народного просвещения, первоначально располагавшееся в частном доме. В 1864 году было построено специальное каменное здание для училища, в котором имелось 6 классных комнат и учительская.

В 1871 – 1872 годах в Уренском двухклассном Министерства народного просвещения училище учились Виктор Иванович и Самуил Иванович, сыновья псаломщика села Благовещенское Ивана Ивановича Снежневского.
А с 1890 года в этом училище преподавал Павел Иванович Снежневский, младший сын псаломщика села Благовещенского Ивана Ивановича Снежневского. В 1913 – 1916 годах он заведовал училищем. У него была жена Мария Николаевна (в девичестве Семиотрочева), дети: Антонина (1896), Николай (?), Ольга (1901 – 09.01.1904), Михаил (06.10.1903), Ольга (23.02.1905), Валентина (09.10.1906), Сергей (11.01.1909).
В 1916 году, во время Первой мировой войны, Павел Иванович числился рядовым в составе 62-го запасного батальона, дислоцирующегося на тот момент в Нижнем Новгороде. Там он заразился туберкулезом и в 1920 году умер.
Николай Павлович в 1920 году был командирован с Нижегородских курсов на южный фронт, где вскоре погиб.
Антонина Павловна закончила в 1918 году 8 классов Варнавинской женской гимназии, после смерти отца заняла место учительницы в школе села Урень. В 1923 году она поступила на этнолого-лингвистическое отделение Петербургского государственного университета, потом перевелась на археологическое отделение. Проживала в Санкт-Петербурге по адресу: Мытищинская наб., 5/2, кв.64, пом. 15. В 1925 году Антонина Снежневская была исключена из университета за неявку на проверку комиссии, которую объясняла своей болезнью.
Михаил Павлович в 1924 году служил конторщиком у агента Госстраха, содержал свою мать, сестер и брата.

Бывшее здание Уренского двухклассного училища, ныне в нем располагается почта
Урень, церковь Трех Святителей, начало XXв., фото из Уренского народного исторического музея
Урень, 2013
Ныне: Костромская область, город Галич
Уездный город Галич Костромской губернии
В этом городе служил пономарем церкви Космы и Демиана Лев Всеволодович Снежневский (1827 – ок. 1875), сын пономаря Никольской церкви села Андреевское Всеволода Егоровича Снежневского.




На фотографии: Галич, вид в сторону озера с Поклонной горы, фото Михаила Смордора, 1914
Город Галич расположен в 124 км к северо-востоку от Костромы, на берегу крупнейшего в области Галичского озера. Это один из древнейших городов края, основан во второй половине XII века, во времена княжения Юрия Долгорукого. Статус уездного города костромского наместничества Галич приобрел в 1778 году и к 1861 году стал самым крупным уездным городом губернии. Со времени царствования императора Алек­сандра I Галич понемногу превратился из грязного в чистый и правильно устроенный город.
Галичское духовное училище было открыто в 1803 году. На его долю, согласно уставу Святейшего Синода от 1867 года, приходилась основная доля учеников губернии.
Храм во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана расположен на окраине древнего Галича, на Козьмодемьянской горе (Овинова слобода). Вплоть до рубежа XIX-XX вв. место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. В первой половине XV столетия здесь был основан Космо-Дамиановский монастырь; по преданию, устроителем обители являлся боярин Иоанн Овин, с именем которого связано обретение в 1425 году великой святыни Галичского края – чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы. К началу XVIII столетия Космо-Дамиановский монастырь был упразднен, его храм стал приходским. В пятидесятых годах XVIII века началось возведение нового каменного храма во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана; работы велись на средства галичского купца Иакинфа Васильевича Скорняшникова. В 1755 году строительство завершилось, и новый храм был освящен. В первой трети XIX века храм был перестроен и расписан.

Снежневский Лев Всеволодович служил дьячком в церкви Космы и Дамиана. Был женат на Анне Ивановне. У него было три сына: Петр (1854), Николай (26.04.1868) и Павел (22.02.1870 – 05.11.1938).
Петр Львович по окончании Галичского духовного училища в 1874 году начал службу в полицейском управлении города Галича. В 1891 году он выполнял обязанности начальника Галичской тюрьмы, а с 1894 года до выхода на пенсию в 1909 году служил начальником Ветлужской тюрьмы.
Николай Львович окончил Галичское уездное духовное училище и с 1886 года служил в полицейском управлении города Галича. С 1890 по 1893 год проходил воинскую службу, уволен в запас писарем старшего разряда 16 Уфимского пехотного полка. В 1893 году определен канцелярским служащим Буйского полицейского управления, а с 1894 снова служил в полиции города Галича в должности столоначальника. В 1897 году назначен помощником письмоводителя Участкового управления Московской городской полиции.
Павел Львович учился в Костромской духовной семинарии (1898 –1891) был отчислен за неуспеваемость. Открыл в Костроме ульевую мастерскую, в 1898 году перебрался в Херсон. В период с 1908 по 1914 состоял правительственным инструктором по пчеловодству в Воронежской губернии, а с 1914 – в Орловской.

В Космодемианской церкви г. Галича в 1885 году крестили Николая, сына Петра Львовича Снежневского.

Галич, вид с горы Столбище на Галичское озеро и Никольский Староторжский монастырь
Здание Галичского духовного училища на Успенской улице
Галич, церкви Введения и Василия Великого

Ныне: Нижегородская область, город Ветлуга
Уездный город Ветлуга Костромской губернии
В этом городе с 1894 по 1909 год служил начальником тюрьмы Петр Львович Снежневский (1854 – ?), сын галичского дьячка Льва Всеволодовича Снежневского.




На фотографии: Ветлуга начала XX века. Фото из архива Ветлужского краеведческого музея
В конце XIX века Ветлуга была небольшим уездным городом, торговым центром Ветлужского края. Отсюда по реке Ветлуге товары со всего уезда (в основном лес и продукты лесного промысла) сплавлялись до Волги, а оттуда расходились по России. Уездная земская управа помещалась в собственном двухэтажном здании на Костромской улице против Соборной церкви. Полицейское управление занимало левую часть нижнего этажа кирпичного здания рядом с земской управой. А в южной части площади около здания полицейского управления стояла тюрьма. Территория тюрьмы была обнесена квадратной формы изгородью из бревен, поставленных стояком, высотою в несколько саженей с заостренными вверху концами. Внутри находились камеры для арестованных, баня и кабинет начальника тюрьмы, который служил также караульным помещением.

Петр Львович Снежневский был назначен начальником Ветлужской тюрьмы 16 августа 1894 года и прослужил в этой должности 15 лет, до 17 июня 1909 года. Он женился на дочери коллежского асессора Федора Леонтьевича Варваре и имел семерых детей: Михаила (18.12.1883), Николая (19.10.1885), Александру (10.03.1887), Владимира (25.02.1889), Федора (15.07.1892), Александра (08.04.1895), Марию (05.01.1898).

Михаил Петрович окончил полный курс Ветлужского уездного училища и в 1902 году поступил на службу чиновником в Вятскую почтово-телеграфную контору. В 1904 году он был переведен в почтово-телеграфное отделение Рыбинска, в 1911 руководил почтово-телеграфным отделением села Покров Рогули, с 1914 стал начальником почты в селе Баки Ветлужского уезда.
Николай Петрович служил старшим унтер-офицером Осовецкого крепостного пехотного полка, в 1910 году поступил на должность околоточного надзирателя в Санкт-Петербурге. Уволен со службы 17 марта 1917 года. С 20 июня 1917 года числился старшим унтер-офицером Литовского запасного батальона. Воевал в белых войсках Восточного фронта, в 1919 году числился штабс-капитаном 47-го Сибирского стрелкового полка.
Александра Петровна работала в 1912 году учителем Ветлужского женского училища, в 1914 году заведовала этим училищем, а в 1916 состояла в Обществе воспомоществования нуждающимся учащимся в г. Ветлуге и уезде.
Александр учился в Костромском механико-техническом училище. Мария окончила Ветлужскую женскую гимназию.
Федор в 1910 году окончил 3 класс Ветлужского городского училища и был отчислен по причине потери зрения на один глаз.

Снежневская Евдокия Федоровна, родившаяся в 1893 году (место в семейном дереве не определено, возможно, жена одного из сыновей Петра Львовича), гражданка Ветлуги, учительница, была в 1921 году приговорена революционным трибуналом к пяти годам лишения свободы за укрывательство белогвардейца Гаврилова. Была освобождена от наказания по амнистии.


Ветлуга, Екатерининская церковь
«Острог» – Ветлужская тюрьма, фото конца XIX века
Бывшее здание Ветлужской женской гимназии
Ныне: Ивановская область, Родниковский район, село Болотново
Село Болотново, Юрьевецкий уезд Костромской губернии

В Никольской церкви села Болотново служил пономарем Афанасий Иванович Снежневский (1828 – ?), сын пономаря села Толпыгино Ивана Яковлевича Снежневского.




На фотографии: Церковь Николая Чудотворца в Болотнове, 2010
Село Болотново расположено в 104 верстах от Костромы. Первая каменная церковь Николая Чудотворца была построена здесь в в 1790 году усердием прихожан. В 1858 году храм был обнесен каменной оградой с железной решеткой.

В Никольской церкви села Болотново служил пономарем Афанасий Иванович Снежневский (1828 –?). Он женился на Анне Ксенофонтовне. У него было три сына: Пармен (20.06.1843 – 02.03.1879 ), Владимир (02.07.1845) и Александр (16.11.1854). Последний сын родился, когда Афанасий Иванович уже служил рядовым гренадерского саперного батальона (в феврале 1854 он был по билету в домовом отпуске).
Пармен Афанасьевич служил дьячком Спасо-Преображенской церкви города Кинешмы, а Александр был полицейским урядником села Нагорного Кинешемского уезда.


Ныне: Ивановская область, город Кинешма
Уездный город Кинешма Костромской губернии

В Спасо-Преображенской церкви города Кинешмы служил дьячком Пармен Афанасьевич Снежневский (1843 – 1879), сын пономаря села Болотново Афанасия Ивановича Снежневского.




На фотографии: Спасо-Преображенская церковь города Кинешма. С открытки начала XX в. Кинешемский художественно-исторический музей
,Возникнув в глубокой древности как меновой пункт мерян, со временем Кинешма превратилась в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и наконец в город, ставший в 1616 году центром уезда. Кинешемский уезд вошел в состав Костромского наместничества в 1778 году в ходе административной реформы Екатерины II.
В архивных источниках первые упоминания о Спасо-Преображенской церкви города Кинешма относятся ко времени святительского служения митрополита Московского Ионы. Изначально это был Спасо-Преображенский мужской монастырь, который располагался в Заречье, на правом берегу реки Кинешемки, в селе Спасском. Церковь монастыря сперва была деревянной. В 1694 году было возведено каменное здание церкви на средства посадского человека Лаврентия Даниловича Тюрина. В 1764 году монастырь был упразднен с переводом монастырской церкви в разряд приходских храмов.

Пармен Афанасьевич Снежневский служил дьячком Спасо-Преображенской церкви. В 1874 году он женился на дочери пономаря Воскресенской церкви с. Ново-Воскресенское Евдокии Павловне в девичестве Смирнитской (1851 – ?), у них родилась дочь Варвара (1874). Пармен Афанасьевич рано умер, оставив вдову с пятилетней дочерью.
Его брат, Александр Афанасьевич (16.11.1854 – ?), кинешемский мещанин, в 1873 году призван на службу (в слободе Владимировке Астраханской губернии Черноярского уезда). Затем он служил полицейским урядником 4 участка Кинешемского уезда (МК Воскресенской ц. с.Нагорное: 2.07.1883 г. восприемник: полицейский урядник 4 участка Кинешемского уезда, ГАИО.Ф.1155. Оп.9. Д. 88. Л.64 об. -65.).
Сын Александра (родство точно не установлено) – Снежневский Леонид Александрович (1889 –?) в Первую мировую войну был рядовым 45-го Сибирского стрелкового полка, получил пулевое ранение 1.02.1915 за Карпатами, был направлен на лечение в лазарет Красного Креста, расположенный в доме Мендовского в Кинешме.


Спасо-Преображенская церковь была закрыта не позже 1930-х, колокольня и главы сломаны. Возвращена верующим в 2000 году, отреставрирована. В настоящее время Преображенская церковь — единственная из древних церквей Кинешмы, известных еще с XV века, которая сохранилась до наших дней, и самое древнее из каменных зданий Кинешмы.

Кинешма начала XX века, фото С.М. Проскудина-Горского
Кинешма. Верхняя базарная площадь. С открытки начала XX века изд. Л.М.Гольдфейна
Кинешма. Вид из рощи на город. С открытки начала XX века изд. Л.М.Гольдфейна
Ныне: Нижегородская область, поселок Красные Баки
Село Баки-Никольское, Ветлужский уезд Костромской губернии
Начальником Баковской почты служил Снежневский Михаил Петрович (1883 –?), сын Петра Львовича Снежневского, начальника Ветлужской тюрьмы.



На фотографии: Баки. Вид на церковь. Реконструкция с фотографии начала XX в.
Село Баки расположилось возле реки Ветлуги на почтовой дороге Варнавин-Семенов в 38 верстах от Варнавина. Первое упоминание о поселении Баки относится к 1617 году. В 1635 году в деревне была построена церковь в честь Николы Чудотворца и с этого момента село носило двойное название Никольское-Баки.
В XVIII веке Никольское-Баки стало большим торговым селом в составе Варнавинского уезда, созданного в 1778 году в Костромской губернии. В то время для связи с губернией стали создаваться почтовые тракты и почтовые станции. С 1790 года они появились и в Поветлужье. С XVIII века в Баках существовало и почтовое отделение с телеграфом.

С 1914 года в селе Баки служил начальником почтово-телеграфного отделения Снежневский Михаил Петрович. Он был женат на Екатерине, имел детей: Тамару (1910), Михаила (1913), Александру.

Ныне: Костромская область, Макарьевский район, село Тимошино
Село Тимошино, Макарьевский уезд Костромской губернии
В этом селе жила Мария Павловна Сигорская, урожденная Снежневская (1876 – 1936), дочь Снежневского Павла Всеволодовича, псаломщика Знаменской церкви села Кузнецово.



На фотографии: Тимошино. На этом месте стояла Вознесенская церковь
На дороге, проложенной через Галич в Новгород на отрезке Макарьев-Варнавин возникло село Тимошино возле речки Белый Лух в 40 верстах от Макарьева. XVII веке село входило в состав Унженской осады Галичского уезда. Церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была построена в 1656 году. Изначально она была деревянной. Кирпичная церковь Вознесенская церковь с колокольней в селе возведена в 1822 году тщанием прихожан.
Согласно переписи 1871 года в Тимошине было 42 двора и оно считалось центром Тимошинской волости, входившей в состав Макарьевского уезда. В 1907 году дворов уже насчитывалось 85.

Мария Павловна Сигорская, урожденная Снежневская, приехала в Тимошино в 1909 году, когда муж ее, Дмитрий Васильевич, был рукоположен в священники Вознесенской церкви. Сигорские имели свой деревянный дом на церковной земле. У них родилось 10 детей, один из которых умер младенчестве. Мария Павловна скончалась в Тимошино 27 января 1936 года.

Вознесенский храм был утрачен в советский период. В сквере, на месте церкви, установлен памятник жителям села, погибшим в Великую Отечественную войну.

Ныне: Нижегородская область, Воскресенский район, село Успенское
Село Успенское, Ильинско-Заборская волость Макарьевский уезд Костромской губернии
В этом селе жила Александра Павловна Яковлева, урожденная Снежневская (1863 – ?), дочь Снежневского Павла Всеволодовича, псаломщика Знаменской церкви села Кузнецово.



На фотографии: Успенская церковь в селе Успенском. Фото В.В. Коваля, 2010
Село Успенское расположено на правом берегу реки Ветлуги в 240 верстах от Костромы и 120 верстах от Макарьева. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, согласно клировым ведомостям, была построена в 1787 году тщанием прихожан, к середине XIX века пришла в негодность и в 1844 году прихожанами было испрошено позволение строить каменную церковь. Новое здание церкви было выполнено в красном кирпиче, в русско-византийском стиле на основе одного из образцовых проектов К. А. Тона.

Муж Александры Павловны Яковлевой, в девичестве Снежневской, Яковлев Иван Всеволодович, был уроженцем этого села и служил диаконом Успенской церкви. У них было шестеро детей. Иван Всеволодович умер в возрасте 32 лет от падения в нетрезвом виде в подпол.

Храм Успения Пресвятой Богородицы был закрыт не позже 1930-х, к настоящему времени обрушился купол основного объема.

Ныне: Нижегородская область, Перевозский район, село Палец
Село Палец Перевозской округи Нижегородского уезда Нижегородской губернии
В этом селе с 1915 по 1923 год работала учителем одноклассного училища Снежневская Лидия Викторовна.



На фотографии: современный вид на село Палец
Палец – одно из древнейших селений Перевозского района, расположенное в 18 км севернее г. Перевоза. Основано в XV веке, первоначально называлось Левонтьевой (Левонтьево) по имени первопоселенца, настоящее название села связано с протекающей рядом рекой Палец, притоком Сундовика.

Лидия Викторовна Снежневская преподавала в Палецком одноклассном училище с 1915 по 1923 год, после чего, выйдя замуж за Махина Ефрема Ефремовича, переехала в село Суроватиха.
Ныне: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, поселок Суроватиха
Село Суроватиха, Нижегородский уезд Нижегородской губернии
В этом селе жила Лидия Викторовна Килякова (Махина), урожденная Снежневская (1892–1942), дочь Снежневского Виктора Ивановича, Нижегородского историка-архивиста.



На фотографии: Суроватиха, вид с холма на преображенский храм
Это старинное село расположено на реке Печесть в шестидесяти километрах к северу от Нижнего Новгорода.
В 1812 году здесь была построена кирпичная церковь в честь Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и село стали именовать Александровским. В приходе имелась земская школа, существовавшая с 1868 года. В начале XX века было построено здание земского начального училища на краю села Суроватиха, в очень живописном месте: внизу пруд с водяной мельницей, дальше – поля и леса, а рядом со школой – родник, именуемый «Богов ключик».

Лидия Викторовна Снежневская в 1923 году вышла замуж за учителя и директора школы села Суроватиха Махина Ефрема Ефремовича (1878 г.р.) и родила троих детей: Бориса (1926), Галину (1929) и Марию (1933).
В 1935 году Лидия Викторовна вышла замуж за Ивана Прокофьевича Килякова (1902 г.р.), местного кузнеца, который являлся настоящим отцом ее детей. Жили они недалеко от села Суроватиха в поселке Застенный, затем переехали в Горький (Нижний Новгород).

Снежневский Сергей Викторович, старший сын Виктора Ивановича, приехал в Суроватиху после войны вместе с женой Александрой Николаевной. Он умер в 1957 году, похоронен на местном кладбище, где-то недалеко от могилы Махина Ефрема Ефремовича (крест с его именем не сохранился). После его смерти Александра Николаевна в 1965-66 году переехала к дочери в Дзержинск.


Суроватиха, храм Александра Невского (он же Преображенский)
Пруд у села Суроватиха
Класс земской школы в селе Суроватиха, фото начала XX века
Ныне: Нижегородская область, Семеновский район, деревня Овсянка
Село Овсянка, Варнавинский уезд Костромской губернии

В этом селе жила Мария Викторовна Ильинская, урожденная Снежневская (1893 – 1976), дочь Снежневского Виктора Ивановича, Нижегородского историка-архивиста.



На фотографии: деревня Овсянка, 1965
В XVIII веке деревня Овсянка принадлежала к владениям помещика Сергея Александровича Норова. В 1845 году на средства барина здесь был построен кирпичный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Позднее потомками Сергея Александровича была создана церковно-приходская школа, куда ходили дети из окрестных деревень.
В 1882 году в селе Овсянка было открыто земское училище, а в 1898 году Норов выделил деньги на постройку здания школы. В то время школа носила название Норовское двухклассное училище. Здание школы расположено возле церкви, сейчас там живет педагог В. Ф. Левченко.

В 1913 году Мария Викторовна Снежневская, выйдя замуж за учителя Александра Николаевича Ильинского (1888 – 1933), переехала в Овсянку. В то время местная земская школа входила в число двухклассных министерских народного Просвещения училищ с пятилетним сроком обучения. У Ильинских родилось шестеро детей: двойняшки Александр и Мария (1913), Виктор (1914), Николай (1916), Тамара (1923), Кира (1926).
В 1933 году сорокапятилетний Александр Николаевич Ильинский скончался от прободения язвы желудка.

Александр Александрович Ильинский пропал без вести в ноябре 1941 года, так и не увидев своего сына Александра, родившегося январе 1942.
Мария Александровна, тоже учительница, вступила в брак с Дунаевым Борисом Ивановичем, ставшим в 1947 году директором Овсянковской школы. Благодаря его усилиям с ноября 1963 года школа переехала в новое специально выстроенное здание.
Виктор закончил Горьковский финансово-экономический техникум и работал в сфере финансов. Николай стал бухгалтером.
Тамара во время Великой Отечественной войны была хирургической медсестрой медсанбата, вышла замуж за офицера Минаева Игоря Викторовича и после войны уехала в Калининград.
Кира умерла в возрасте семи лет в 1932 году.

Мария Викторовна Снежневская провела в Овсянке всю жизнь, до своей смерти в 1976 году.


Здесь до 1963 года располагалась Овсянковская школа
Покровская церковь села Овсянки, где служил отец Александра Николаевича Ильинского
Могила Марии Викторовны Ильинской (Снежневской) на Овсянковском кладбище
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website