Социальный состав учениц был таков: почти 90% воспитанниц происходили из священнического сословия. На долю оставшихся десяти приходятся представительницы сословий почётных граждан, купцов, крестьян. Нет или почти нет дворянок или мещанок. Поступали в Училище девочки в возрасте 10-12 лет, заканчивали в 18-20 лет, т. е. как бы шло совмещение среднего образования со средним специальным.
Как реагировало Училище на революционные события начала XX века? Точных данных нет. Есть только пометка на полях журнала училищных собраний за 1910 год, где косвенно указывается на дух нездорового либерализма, проникшего и в духовные школы. Из списка предложенных для выписки в училищную библиотеку периодических изданий — «Церковный Вестник», «Душеполезные чтения», «Русский паломник», «Колокол», «Вестник воспитания», «Воскресный день», «Семья и школа», «Нива», «Всходы», «Новое время», «Русская мысль», «Волгарь» — председателем училищного Совета протоиереем М. Кудрявцевым, (в последствии епископом Михаилом) был запрещён к выписке Нижегородский журнал «Волгарь», как «враждебная и антицерковная газета».
С 1872 г. функционировала училищная больница, штат которой состоял из доктора, лазаретной надзирательницы и нескольких помощниц. К заболевшим ученицам относились трепетно — они находились под постоянным наблюдением врача, их освобождали от уроков и экзаменов, в частности, если какая-либо ученица страдала характерными хроническими заболеваниями. В свидетельстве врача об освобождении ученицы от экзаменов, можно прочесть, что освобождена она по причине «малокровия (апатии)».
Все аттестаты об окончании училища, сохранившиеся в Нижегородском архиве, свидетельствуют о том, что выпускницам присваивалось звание домашней учительницы. Вот выписка из «Правил и обязанностей домашних наставниц и учительниц»: «Воспитанница Епархиального женского Училища, удостоившаяся звания домашней наставницы ил учительницы, обязана обменять аттестат об окончании курса на особое свидетельство, выдаваемое из Канцелярии попечителя учебного округа. Для сего надлежит представить в Совет Училища следующие бумаги: а) прошение на попечителя округа б) аттестат об окончании курса, в) документ о звании, г) метрическое свидетельство, д) 12 р. 25 к. за напечатание свидетельства и за пересылку его к г. попечителю округа и е) свидетельство полиции о благонадёжности».
Вопреки распространённому мнению, училище было ликвидировано не в 1917 году, а годом позднее. Архив свидетельствует, что последний выпуск воспитанниц состоялся в мае — июне 1918 года, при Преосвященном Лаврентии (Князеве), (ныне прославленному РПЦ как священномученик), как раз накануне разгула красного террора, развернувшегося летом — осенью того же года.
Надо полагать, что аттестаты выпускниц Епархиального женского Училища были действительны и в советское время. Сохранилось обращение в областной архив бывшей воспитанницы училища с убедительнейшей просьбой — найти её аттестат для поступления на учительские курсы в г. Балахне: «Будьте добры, если аттестата не найдёте, то какую-либо справку. Хотя аттестат необходим. Не откажите, вышлите немедленно». Заявление это датировано 20 июня 1938 года.
Каждый год около 40 выпускниц покидали стены училища. Они вступали в жизнь в качестве учительниц народных школ, или образованными сотрудницами в родных семьях, или надёжными спутницами жизни для служителей алтаря Господня, либо вообще полезными членами общества, глубоко верующими, высоконравственными, милосердными девушками, которые становились добрыми наставницами молодёжи и привносили в жизнь идеалы добра и благочестия, приобретённые за годы учения.
С. Мурзинский
Источник: Журнал «Нижегородская старина», № 8, 2004