Более 25 лет труппа Шаховского развлекала и радовала нижегородскую публику, все более совершенствуясь в своем искусстве. Но в 1824 году князь скончался, и театр перешел в ведение его наследников – жены Ирины Кузьминичны Шаховской и двоюродного брата княгини Михаила Михайловича Аверкиева, которые не отличались любовью к драматическому искусству. Не зная, как управлять сложным механизмом закулисного мира, они повели дела кое-как, лишили труппу многих выгод, которыми та пользовалась при князе и, наконец, до того довели «оптимизацию» расходов, что перестали зимой топить театр.
Это едва не нанесло Нижегородскому театру сокрушительного удара, но в 1827 году два любителя театра – чиновник Иван Андреевич Распутин и купец первой гильдии Михаил Сергеевич Климов, понимавшие выгоды, которые может принести театр при ловком управлении, - купили у наследников князя здания театра, и городское, и ярмарочное, со всем гардеробом и принадлежностями, и дома, где проживала труппа. Новые владельцы выкупили у владельцев и труппу, но с обязательством, чтобы актеры и актрисы, получившие вольные, еще 10 лет играли в пользу Распутина и Климова.
Вскоре Климов отказался от участия в театральном деле и передал его в полное распоряжение Распутина, который и владел единолично Нижегородским театром до 1839 года.
Из состава труппы в эти годы выдвинулась уроженка Нижнего Новгорода Анна Агафонова Вышеславцева (1818 –1895). Сначала она играла только в драмах, затем стала появляться и в «высокой» комедии, и в водевилях. На нижегородской сцене также выросла в крупную артистическую величину Александра Ивановна Стрелкова, в начале 60-х годов XIX века известная по всей России как одна из самых талантливых актрис. Успех спектаклей, по свидетельству Гациского, был весьма солидный, и театр приносил Распутину от 15 до 20 тыс. рублей в год. При Распутине труппа была переведена на денежную оплату труда, но, по условиям кабального договора, она были очень низкой (оклад премьеров не превышал 240 рублей в год).